Практически всегда, попадая в незнакомую ситуацию, человек испытывает сильнейший стресс. Смена места учебы является такой незнакомой ситуацией, а следовательно и сильный эмоциональный стресс. Так, по шкале стрессогенных факторов Холмса-Рея смена места деятельности находится на третьем месте по силе воздействия на человека.
Ребенок
попадает в новый коллектив – это
среда незнакомых людей с присущими
им привычками, наклонностями и эмоциями,
новые модели поведения, условия учебы,
правила и табу учебного заведения.
Адаптация
– процесс
ознакомления учащегося
с учебным заведением и изменение
его поведения в соответствии с требованиями
и правилами организационной культуры
учебного заведения.
Цель
адаптационного периода - помочь
ребятам познакомиться с
одноклассниками, с учителями, с
новой учебной ситуацией, обретение
чувства уверенности. (так
отвечали ребята на вопрос анкеты)
Наибольшую
помощь классному руководителю в период
адаптации могут оказать родители. Формы
работы с родителями в адаптационный
период направлены на овладение этикой
«учитель – ученик – родитель».
Поэтому
от родителей требуется помощь в адаптации
и создание благоприятных условий для
общения.
Родительское
собрание. Что могу посоветовать?
Настаивайте ребенка на соблюдении
режима дня: ребенок, который не доспал
- спит на уроках. Он не активен, он не
успевает за общим темпом класса.
Соответственно, уверенность в своих
силах уменьшается. Отнеситесь с пониманием
к изменениям в поведении ребенка. Он
может быть излишне возбудимым и
раздражительным. Это защитная реакция
организма на школьные нагрузки. А главное
- не завышайте сейчас требований, это
только усложнит адаптацию
Несколько
коротких правил для родителей.
Вручаем
на первом собрании.
Несколько
коротких правил для родителей.
— Показывайте
ребенку, что его любят таким, каков он
есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Советы
родителю на адаптационный период.
- Не сравнивайте достижения своего ребенка с другими.
- Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе.
- Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности.
- Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться.
- Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями.
- Интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе.
Заключение.
Результаты адаптационного периода.
Пока
затели успешной социально-психологической
адаптации - высокий социальный
статус индивида
в данной среде, а также его психо
логическая удовлетворенность этой
средой в целом и ее наиболее важ ными
для него элементами.
Признаки
успешной адаптации (на заметку родителям).
- Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
- Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- У него появились друзья-одноклассники.
- Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.
Заповеди
новичкам.
- Заповедь первая: «Люби учиться»
- Заповедь вторая: «Не болтай»
- Заповедь третья: «Не навязывайся»
- Заповедь четвертая: «Не хвались»
- Заповедь пятая: «Оправдывай доверие лицея»
- Заповедь шестая: «Не задирай нос: в классе все равны»
- Заповедь седьмая: «Чувство меры - божий дар»
Комментариев нет:
Отправить комментарий